К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркоеыражение своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как -то решать свои проблемы. Без пихологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Кризисы развития - это относительно короткие( от нескольких месяцев до года- двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. К ризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет) , так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных - критических, то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними присходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего "Я ". эгоизм - в здоровом виде чувство "самостоятельности, собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма самозащиты; замкнутость - неа декатная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений. Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности: * Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев; * Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 - 4 годам ( случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная); * Пик упрямства приходится на 2.5 - 3 года жизни; * Мальчики упрямятся сильнее. чем девочки. * Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
Воспитатель МБОУ "Сказка" Куц А.К.
Источник: http://Журнал "Дошкольное воспитание" |