Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном миревзаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом. Способность к общению включает в себя: 1. Желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!"). 2. Умение организовать общение ("Я умею!"), включаещее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопериживать, умениерешать конфликтные ситуации. 3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ( "Я знаю!"). От рождения до 1 года ведущим типом деятельности ( тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью. По данным исследованиям ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех-четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подрожать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства, как улыбка и плач. На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от других. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты. От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающий предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитием речи ребенка. Критериями гармоничных отношений между реьенком и родителями можно считать: - создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; - признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей; - сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на "секреты". В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении. Как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом? В этом поможет игра, н-р: "Зеркало" ( повторение движений другого человека), "Зоопарк" (подрожание зверям). Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические. наследственные, а также неблагополучные отношения в семье. Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое внимание оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом. Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора. общительность, желание идти на контакт. Советы родителям по формированию адекватной самооценки: - не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. - не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. -поощряйте в ребенке инициативу. -показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. - не сравнивайте ребенка с другими детьми. Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка "ИМЯ" - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. "Сорви шапку", "У нас можно все" и др. Принципы общения с агрессивным ребенком: - найдите причины . лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет. - помните. что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности; - дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. (подушка, бумага, рисунок) - показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. - пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и понимаете его. Игры на выплеск агрессивности " Брыкание, "Кукла Бобо","Разыгрывание ситуации" Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми - сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими . -если ссора началась, не стремитесь ее прекратить, старайтесь объективно разобраться в ее причинах. -не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. - не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. игры: "На кого я похож" - сравнение себя с животным, цветком, деревом; "Спина к спине", "Сидящий и стоящий" Застенчивость Последствия: - препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения; -удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав; - мешает ясно мыслить и эффективно общаться; - сопровождается переживаниями одиночества, тревоги, депрессии. игры: рисуночная игра "Какой я есть и каким бы я хотел быть", "Магазин игрушек","Сборщики". Советы родителям замкнутых детей: Замкнутый ребенок в отличии от застенчивого не хочет и не знает, как общаться. - расширяйте круг общения вашего ребенка; - подчеркивайте преимущества и полезность общения; стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека; Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени. А ГИПЕРАКТИВНОСТЬ - ЧРЕЗМЕРНАЯ АКТИВНОСТЬ, СЛАБЫЙ КОНТРОЛЬ ПОБУЖДЕНИЙ. Преобладает поведенческий аспект. 1. Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку. - проявляется достаточно тердости и последовательности в воспитании; -КОНТРОЛИРУЙТЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА, НЕ НАВЯЗЫВАЯ ЕМУ ЖЕСТКИХ ПРАВИЛ; -не давайте ребенку категорических указаний; -стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом ( шутите, повторите действия ребенка,оставьте в комнате одного) - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз -не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок -выслушайте то, что хочет сказать ребенок. 2. Изменение психологического микроклимата в семье: - уделяйте ребенку достаточно внимания; - проводите досуг в семье; - не допускайте ссор в присутствии ребенка 3. Организация режима дня и места для занятий: - установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; -чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не овлекаясь; - снижайте влияние отвлекающих факторов. 4. Специальная поведенческая программа. - придумайте гибкую систему вознаграждений и наказаний; - не прибегайте к физическому насилию; - составьте список обязанностей ребенка - не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время. Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело" - лишение удовольствия. лакомства, привилегий. - запрет на приятную деятельность внеочередное дежурство на кухне и т.д Надеемся, что эти рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.
Источник: http://Журнал "Дошкольное воспитание" |